Рычагом сдерживания монополистической деятельности и поддержания конкуренции служит антимонопольное законодательство, направленное против злоупотреблений на рынке как методом прямого запрещения отдельных видов предпринимательской деятельности, так и сокращением роста тенденций, которые могут привести к понижению рыночной конкуренции.
В Российской Федерации антимонопольное законодательство возникло лишь с переходом к рыночной экономике, когда конкуренция была признана благом для общества, и представлено общими и особыми законами, также подзаконными актами. Сначала в ст. 8 Конституции РФ сказано, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического места, свободное перемещение продуктов, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности.
Основополагающим антимонопольным законом является Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. законов РФ №3119-1 от 24.06.1992 г., № 3310-1 от 15.07.1992 г.; №83-ФЗ от 25.05.1995 г., № 70-ФЗ от 06.05.1998 г.), определяющий организационные и правовые базы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направленный на обеспечение критерий для сотворения и действенного функционирования товарных рынков.
В этом Законе даны определения таковых понятий, как:
— конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия отлично ограничивают возможность каждого из их односторонне повлиять на общие условия обращения продуктов на соответственном товарном рынке;
— недобросовестная конкуренция — любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям русского законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить либо причинили убытки иным хозяйствующим субъектам - соперникам или нанести вред их деловой репутации;
— доминирующее положение — исключительное положение хозяйствующего субъекта либо нескольких хозяйствующих субъектов на рынке продукта, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых продуктов, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения продукта на соответственном товарном рынке либо затруднять доступ на рынок иным хозяйствующим субъектам;
— монополистическая деятельность — противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействия) хозяйствующих субъектов либо федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение либо устранение конкуренции;