Исходя из убеждений Конституции РФ, право людей на местное самоуправление можно разглядывать как интегральное право, объединяющее в себе последующие права и свободы людей:
участвовать в управлении делами страны конкретно через роль в местных референдумах, также не принимать в их роли;
избирать в органы местного самоуправления, также не участвовать в городских выборах;
быть избранным в органы местного самоуправления, также отрешиться от выполнения возможностей выборного лица;
иметь доступ к городской службе и право увольнения с городской службы;
обращаться в органы местного самоуправления и получать ответ по существу собственного заявления.
Приведенный список прав не следует дословно из норм Конституции РФ, он несколько шире их. Но данное расширение базируется на конституционных нормах, а конкретно — на положениях ст. 37 Конституции, установивших право свободно распоряжаться своими возможностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, также запрет на принудительный труд.
Право на местное самоуправление в контексте норм Европейской хартии местного самоуправления Распространенный взор на местное самоуправление как на право людей, аналогичное другим правам и свободам человека и гражданина, следует признать некорректным.
В рамках дискуссии о том, что есть местное самоуправление — право либо обязанность. Основным аргументом приверженцев дела к местному самоуправлению как к праву обычно является ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления, в какой (в редакции официального российского перевода) указывается, что “под местным самоуправлением понимается право и настоящая способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть общественных дел”.