Таким образом, денежный контроль — это контроль за денежной деятельностью всех экономических субъектов (страны, компаний, учреждений, организаций), осуществляемый законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, также специально сделанными учреждениями с помощью особенных способов, включающих набор особых приемов и способов действий контролеров, позволяющий им решить поставленные задачки.
Денежный контроль можно разглядывать в 2-ух качествах:
1) как строго регламентированную деятельность особых контролирующих органов за соблюдением денежного законодательства и денежной дисциплины всех экономических субъектов;
2) как неотъемлемый орган управления деньгами и валютными потоками для обеспечения необходимости и эффективности денежных операций.
Объектом денежного контроля сначала являются валютные дела, возникающие при формировании и использовании денежных ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сферах, также во всех звеньях денежной системы. Следовательно, денежный контроль является многоуровневым и всесторонним. Ведь финансовая система страны обхватывает все виды валютных фондов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.
Денежный контроль призван обеспечить интересы и права как страны и его учреждений, так и всех остальных экономических субъектов. Любые денежные нарушения манят за собой санкции и штрафы.
Денежный контроль можно поделить (как это и практикуется в экономически развитых странах) на две взаимодействующие, но самостоятельные составляющие: муниципальный денежный контроль и негосударственный денежный контроль.
Муниципальный денежный контроль — это метод реализации денежной политики страны, он содействует созданию критерий для денежной стабилизации. В Указе Президента РФ «О мерах по обеспечению муниципального денежного контроля в Российской Федерации » от 25 июля 1996 г. № 1095 сказано, что муниципальный денежный контроль в Российской Федерации включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией валютного обращения, внедрением кредитных ресурсов, состоянием муниципального внутреннего и наружного долга, муниципальных резервов, предоставлением денежных и налоговых льгот и преимуществ.
Муниципальный денежный контроль в соответствии с установленным русским законодательством разграничением функций и возможностей возлагается на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ (подробнее см. гл. 32), Министерство денег РФ (Основное управление Федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление), Министерство РФ по налогам и сборам, Муниципальный таможенный комитет РФ, Федеральную службу РФ по денежному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, также на другие органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.