Тем более экономный недостаток нельзя однозначно относить к уровню чрезвычайных, катастрофических событий, потому что разным может быть качество, природа недостатка. Он может быть связан с необходимостью воплощения больших муниципальных вложений в развитие экономики, тогда и недостаток не является отражением рвения страны обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре публичного воспроизводства.
Дж.М. Кейнс в целях «взбадривания» экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. Недостаток бюджета может появиться и в итоге чрезвычайных событий — войн, стихийных бедствий, катаклизмов, когда обыденных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особенного рода. В таковых вариантах экономный недостаток, естественно, ненужное, но неизбежное явление. И в конце концов, существует и 3-я, более страшная и тревожная форма экономного недостатка, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не совсем только срочных и действующих экономических мер, да и соответственных политических решений. Конкретно такая форма экономного недостатка захлестнула Россию.
Обычным считается недостаток бюджета, приблизительно соответственный уровню инфляции в стране. Он традиционно покрывается низкопроцентными либо беспроцентными кредитами ЦентроБанка. Международные стандарты подразумевают вероятный недостаток бюджета на уровне 2—3% ВНП. Таковой либо больший недостаток муниципального бюджета финансируется за счет эмиссии муниципальных ценных бумаг, доходность которых традиционно ниже, чем средняя доходность на финансовом рынке, и в отличие от остальных видов доходов, доходы по муниципальным ценным бумагам не облагаются налогом. С позиций же интересов страны более действенным источником финансирования внутреннего долга являются наружные займы и кредиты, потому что они не отвлекают денежные ресурсы из внутреннего денежно-кредитного оборота.
В настоящее время, невзирая на рост налогов и некое увеличение неналоговых доходов, федеральный бюджет Российской Федерации остается резко дефицитным.
В соответствии со ст. 92 п. 3. Экономного кодекса РФ размер недостатка федерального бюджета не может превосходить суммарный размер экономных инвестиций и расходов на сервис муниципального долга РФ.
Источниками финансирования недостатка федерального бюджета являются (ст. 94 БК РФ):
1) внутренние:
а) кредиты Российской Федерации от кредитных организаций в валюте РФ; б) муниципальные займы, осуществляемые методом выпуска ценных бумаг; в) экономные ссуды, приобретенные от бюджетов остальных уровней;