• судебная защита прав и свобод;
• право обжалования в трибунал решений и действий (бездействия) органов гос. власти, органов местного самоуправления, публичных объединений и должностных лиц;
• право на получение квалифицированной юридической помощи;
• право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (либо бездействием) органов гос. власти либо их должностными лицами;
• право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Как гарантию права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды можно разглядывать положение ч. 3 ст. 41 Конституции РФ о ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и событий, создающих опасность для жизни и здоровья людей.
Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми методами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45). При всем этом принципиально, что могут быть обжалованы в трибунал не совсем только неконституционные, противоречащие экологическим правам людей решения и действия органов гос. власти, органов местного самоуправления, публичных объединений и должностных лиц, да и бездействие этих органов и лиц (ч. 2 ст. 46).
Наличие устройств и процедур защиты экологических прав людей — нужное условие для того, чтоб провозглашенные права стали реальностью. Наличие устройств создает юридические гарантии, обеспечивающие соблюдение, охрану и защиту экологических прав людей.
Анализ работающего законодательства в области охраны окружающей среды и прав человека и гражданина дозволяет выделить два главных метода защиты экологических прав людей: а) самозащиту и б) защиту при помощи муниципальных институтов, либо муниципальную защиту. Удельный вес каждого из этих способов в настоящих механизмах защиты экологических прав людей в стране может зависеть от почти всех причин, в том числе от степени демократизации в области охраны окружающей среды, настоящего роли людей в подготовке и принятии эко-логически важных решений и контроле за их реализацией. Для защиты экологических прав людей используются административный и судебный методы. Нормативные базы регулирования защиты установлены в основном Законом РФ «Об обжаловании в трибунал действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г.). Закон предугадывает возможность административного обжалования коллегиальных и единоличных действий, решений либо бездействия муниципальных органов, органов местного самоуправления, учреждений, компаний и их объединений, публичных объединений и должностных лиц, муниципальных служащих, в итоге чего же нарушены права и свободы гражданина; сделаны препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность либо он незаконно привлечен к какой-нибудь ответственности.